Учебник Дельцовых. Механика. Физика: дойти до самой сути!

Тема в разделе "Дocкa oбъявлeний", создана пользователем Василий Дельцов, 22 ноя 2016.

  1. Василий Дельцов

    Василий Дельцов Осваивается на коруме

    Книга по астрономии пока только в разработке (чуть больше года). На неё еще уйдет минимум год на пробный вариант "для себя". А реально в печать выйдет в 2018 году, если непрерывно работать над ней. Сейчас я приехал у отцу в Чебоксары, и он ею опять занимается прямо в новый год.
    Купил ему и привез новых книжек других авторов.

    На вопрос, чем будет отличаться книга от, например, современного издания Засов, Кононович, отвечает, что делать такую же книжку нет никакого смысла. С её помощью невозможно научиться решать олимпиадные задачи. Вполне подойдет как базовый уровень, для изучения в обычной школе.
    А надо сделать в нашем же стиле (хочет даже назвать Астроолимп) - дать понятийный аппарат, и на основе этого понятийного аппарата показать, как решать разные задачи, в том числе олимпиадные.
    Разбирались сейчас с очередной олимпиадной задачей 2011 года. По всей видимости задача решена авторами совсем неверно, а возможно и вообще не решается в таких условиях. Но определить это достоверно не представляется возможным, так как в задаче всё решается "на пальцах".

    Собственно кто-то из составителей олимпиадных задач на вопрос, почему одни и те же понятия называются по-разному, под одним названием понимают совсем разные понятия, постоянно путают яркость, освещенность, силу света, и т.п., сказал, что нам бы хоть как-нибудь на пальцах объяснить ученикам. Говорит, что если в физике все школьные понятия в основном устоялись за 20 век, то в школьной астрономии пока полный бардак, понятия и методика их изучения только начинают формироваться.
  2. zwierz

    zwierz Корумчанин

    Стр 234: формула Лапласа ошибочна. В правильной формуле Лапласа стоят главные кривизны поверхности (которых школьники не проходят) а не кривизны в произвольно взятых перпендикулярных направлениях, как учебнике
  3. Василий Дельцов

    Василий Дельцов Осваивается на коруме

    zwierz, не подскажете, будет ли верной приведенная формула Лапласа в случае,
    если используются главные радиусы кривизны поверхности, как это и подразумевается?
    Не думаю, что кому-то в голову придет брать совсем произвольные направления.

    А не давать совсем эту формулу нельзя, в олимпиадных задачах она используется.
    Хотя в школьной программе поверхностное натяжение обычно не проходят вообще.
    Как собственно и динамику вращательного движения. Но многие учителя все равно просили вернуть эти главы назад...

    В реальных задачах для школьников эта формула используется, либо при r1=r2, либо r1=r, r2=бесконечности.
    В этом случае школьная формула Лапласа даёт верный результат? Если да, то школьникам более сложные случаи не нужны.
  4. Vikchor

    Vikchor Новичок

    Хотелось бы узнать, а книги будут дальше постепенно же выходить и примерно через какой период времени каждая?
  5. Василий Дельцов

    Василий Дельцов Осваивается на коруме

    По четвертой книжке по Электромагнитизм (по сути Электричество 11 класс) уже готовится конечный макет, и скорее всего в марте уже будет в продаже.
    Далее в апреле-мае выйдут по "Оптика и волны", затем по "Атомная и ядерная физика".
    Астрономия при хорошем раскладе в 2018 году.

    У нас есть еще и сборник задач около 800 задач,
    но реально он нужен только тем, кто не может купить все учебники, а хочет просто порешать задачи.
    Если его делать, он стоил бы всего рублей 150, т.к. брошюрка небольшая.

    Но вот будем ли мы его издавать, не уверен. Хороших задачников полно, Рымкевич (простенький), хоть Гольдфарб (для углубленного изучения), и другие.
    Так что сборник, если будем издавать, то просто до кучи, а не как что-то мега полезное.
    В самих наших учебниках итак много задач. Примерно по 100 обычных задач, около 30 экспериментальных, и около 30 олимпиадных задач.

    Этого уже выше крыши. Далее если готовишься к ЕГЭ, то надо просто нарешивать варианты ЕГЭ прошлых лет (хотя бы несколько вариантов),
    если к олимпиаде, то нарешивать задачи прошлых лет (хотя бы лет десять), причем к каждой олимпиаде нарешивать задачи именно этого уровня.
    Нет смысла к городской олимпиаде готовить по задачам с Всероссийской. Ученик может привыкнуть решать сложные задачи, и не сможет решить простую.

    Собственно я так и делал, когда занимался репетиторством, или помогал готовить олимпиадников.
    Отдельно проходим всю теорию и задачки, и отдельно нарешиваем ЕГЭ или олимпиады одна за другой.

    Теорию проходить удобно - все формулы видны, основные в рамках, определения тоже в рамках. Картинки тоже видны сразу.
    Один параграф можно пройти за 3 минуты. И сразу решать задачи.
    Не обязательно читать много текста, его ученикам рассказывают на уроках и в обычной школе.
    Это важно, т.к. час (или занятие) репетиторства стоит в Москве реально от 1000 руб и выше.
  6. Vikchor

    Vikchor Новичок

    Да, в моём случае, я могу надеяться лишь на ваши книжки по физике, одну уже купил, осталось ещё две, а дальше буду выкупать по времени выхода в свет новых томов. Просто живу далековато от города да и репетиторов в моём населённом пункте нету(хороших таких).В общем типичная и довольно частая ситуация. Учиться желание есть, а потому надеюсь ваши книжки мне помогут в изучении физики, спасибо вам за то ,что опубликовали их всё таки в свет. Есть такое ощущение ,что они станут одними из лучших в плане подготовки к ЕГЭ да и вообще в изучении физики, говорю без всякой лести, просто ощущение.
  7. lamen

    lamen Грустный lamen со своим жалким догматизмом. Команда форума Администратор

    Василий Дельцов, знаете, вы когда так делаете, вы только уменьшаете веру окружающих в свою добросовестность. Еще пара левых аккаунтов в этой теме и вас уже однозначно можно будет в нехорошие люди записывать :crazy:. Я уж не говорю про фразы вида "ученик может привыкнуть решать сложные задачи, и не сможет решить простую" и рассуждения в стиле написать левую формулу, все равно школьник не сможет проверить.
    Evg нравится это.
  8. zwierz

    zwierz Корумчанин

    Evg нравится это.
  9. Evg

    Evg Активный корумчанин

    Учебник, видимо, действительно легендарный. Но не по содержанию, а по способу продвижения в массы.
  10. zwierz

    zwierz Корумчанин

    Вот, кстати, еще один ляпсус из учебника. Стр 191.: Формула (11) не дает общего решения уравнения (10). Общее решение выглядит так \(x(t)=A\cos(\omega t+\varphi_0)\)

    Далее: формула (9). Хочется думать, что где-то выше всетаи разъяснено, что эта формула в случае математического маятника является приближенной.
    Последнее редактирование: 18 фев 2017
  11. zwierz

    zwierz Корумчанин

    Далее, смотрим как определен угол \(\varphi\) и "вектор амплитуды смещения" \(\boldsymbol A\) на Рис 5 стр 190; а потом смотрим на формулу (7) стр 191. Из формулы (7) видно, что угол \(\varphi\) с течением времени растет, значит \(\boldsymbol A\) крутится. Вот я гляжу на картинку и не могу понять почему этот вектор крутится.

    Учебник, мягко говоря, сырой.
  12. hekot

    hekot Злобный НЕКОТяра Команда форума Супермодератор VIP

    Зато уже легендарный!
  13. Vikchor

    Vikchor Новичок

    Блин ребят, вот раскусили, я то думал напишу пропиарюсь через левый аккаунт, а вы не дураки блин, не пальцем деланные(((. Эх ну ладно ;(...
  14. hekot

    hekot Злобный НЕКОТяра Команда форума Супермодератор VIP

    zwierz, держите себя в руках.
  15. Василий Дельцов

    Василий Дельцов Осваивается на коруме

    Уважаемые читатели и Администратор, прошу проверить ip-адреса, с которых пишу я, и с которых написал сообщения читатель Vikchor.
    Читатель Vikchor не имеет ко мне отношения, либо он действительно благодарный читатель, либо человек, который решил помочь пропиарить. И судя по последнему сообщению, это черный пиар. Но мне всё равно. Я давно знаю, что когда делаешь людям добро, от одного жди благодарности, а еще от троих грязных оскорблений.

    Теперь на счет фазы и вектора амплитуды, это метод векторных диаграмм, который по всей видимости не известен читателю zwierz.
    Он широко применяется при описании электромагнитных колебаний
    (зависимость силы тока и напряжения на катушке, конденсаторе, резисторе в цепи переменного тока,
    которые отстают друг от друга на +/-90, 180 градусов).

    У нас единственный (из известных мне) учебников по физике, где дано определение фазы колебаний, как угол поворота вектора амплитуды, синхронно вращающегося с колеблющемся телом. Его действительно вращают таким образом, чтобы проекция его конца совпадала с проекцией колеблющегося тела. При этом оказывается, что при гармонических колебаниях тела, вектор амплитуды вращается равномерно, поэтому можно легко записать выражение ф=А*cos(wt+ф0), а не ссылаться на то, что это диффиренциальное уравнение второго порядка (a=-w^2*x), которое решают только в институте, поэтому дадим Вам просто ответ.

    Про общий вид решения: если я выложил только страницу без начальной фазы, это не значит что её там нет на следующей странице.

    В других же учебниках определения фазы вообще нет. Либо написано что-то типа "аргумент в скобках под знаком косинуса в формуле, которую мы преведём без какого-либо вывода". При этом не дают вообще никакой наглядной иллюстрации, поэтому эту тему ученики не могут понять также как не понимают тему про работу транзистора.

    Кстати в 10-м классе, когда я был абсолютным чемпионом на Всероссийской олимпиаде по физике, и набрал 50 баллов, а следующие набрали только 48 и меньше, все 5 задач были на колебания (на разные темы: механику, электричество). А никому из учеников кроме меня не повезло так именно с этой темой в школе.

    Ответ lamen.
    >>>Я уж не говорю про фразы вида "ученик может привыкнуть решать сложные задачи, и не сможет решить простую"

    Так и есть, возможно Вы не участвовали на серьёзных соревнованиях и не готовили десятки учеников к ним, но реально ученику порою бывает сложно определить уровень задачи, если не сказать, что это например задача из городской олимпиады.
    Я много раз проверял это на простой задаче: "упругое тело падает с очень большой высоты на твердый стол. Найти ускорение тела сразу после отскока от стола."
    Пока не скажешь, что это простая задача на две простые формулы, ученики не могут её решить.

    >>>и рассуждения в стиле написать левую формулу, все равно школьник не сможет проверить.

    Да, к сожалению во многих учебниках порою так и поступают - пишут какую-то формулу без вывода и объяснений.
    Если это в ответе к задаче без решения, то ученики получив другой ответ подумают, что в книжке просто ошибка.
    Так у меня ВСЕ абсолютно ошибаются в решении задачи №11 из второго упражнения по механике.
    Никто, даже студенты, не могут решить правильно. Хотя задача элементарная.
    А уж если авторы пишут непонятную формулу в теории (как с фазой колебаний),
    или как почти половина формул в учебнике по теоретической физике Ландавшица,
    то большинство читателей просто не поймут, о чём идет речь.

    Наши же учебники в этом смысле действительно уникальны. И это не сарказм, так и есть, это отмечают почти все читатели.
  16. zwierz

    zwierz Корумчанин

    Вы делаете бизнес и получаете прибыль. А тут вы занимветесь саморекламой (бесплатной). В этом нет ничего плохого, но не надо подменять понятия.

    благодарны должны быть вы этому форуму и его участникам

    Он мне известен, просто в вашем изложении он неузнаваем, тем более для школьника. И я объяснил почему: картинка либо неадекватна, либо нуждается в детальном описании.

    Так вот оно так "оказывается" именно из второго закона Ньютона т.е. из этого дифференциального уравнения второго порядка. И уж лучше честно сослаться на второй закон Ньютона и написать общее решение, хотя и без вывода, сославшись на это как на факт из математики.


    К сожалению, то , что я уже прочитал ,не дает оснований для оптимизма.

    а это уже издержки вашей квалификации

    ну и на кого вы хотите тут произвести этим впечатление?
    lamen и Evg нравится это.
  17. zwierz

    zwierz Корумчанин

    Вау! заинтриговали. Выкладывайте, я ее тут решу , и покончим с этим:crazy:
    Evg нравится это.
  18. Василий Дельцов

    Василий Дельцов Осваивается на коруме

    "Аэростат поднимается с земли с ускорением a=2 м/с2. Через t=5 с из него выпал предмет. Через какое время он упадет на землю?"

    И ещё решите задачку с упругим шаром, падающим с большой высоты на твердый стол, где надо найти ускорение сразу после абсолютно упругого удара.
  19. min

    min ______________

    Если после и нет атмосферы, то однозначно G! Если, конечно, дело происходит на Земле....

    Через 5 секунд у падающего предмета будет высота 25 метров и скорость вверх 10м/сек (пренебрегаем сопротивлением воздуха, хотя результат получается абсурдный.).
    Через секунду его вертикальная скорость упадёт до нуля, а высота возрастёт до 30 м. Падать оттуда он будет sqrt(6) секунд. И не забываем прибавить секунду...
    Это если ничего не перепутал, но аэростаты с таким ускорением подниматься не могут, по крайней мере так долго.
    Evg нравится это.
  20. zwierz

    zwierz Корумчанин

    Что касается первой задачи -- см. решение в приложении.


    Ну тут ответ либо g, либо никакого. Если вы желаете учитывать деформацию шара, то бессмысленно говорить об ускорении шара, поскольку у деформируемого шара ускорение у каждой точки своё. Причем в деформируемой постановке это сложная задача теории упругости, а не средней школы. Я, конечно, понимаю, решающий должен напрячь телепатические способности, и угадать ,какую именно идеализацию этой задачи школьный учитель высосал из пальца. Но это уже не очень интересно.

    Вложения:

    • probl.pdf
      Размер файла:
      19,5 КБ
      Просмотров:
      34

Поделиться этой страницей