Жизнь изобретения

Тема в разделе "Семинары", создана пользователем Rodion, 6 дек 2006.

  1. Rodion

    Rodion Корумчанин

    УПРАЖНЕНИЯ
    Предполагается, что к этому моменту вы уже имеете некоторое представление об универсалиях (Теория универсалий - ТУ), прочли курс лекций по ТУ и материалы семинаров, подискутировали. Совсем не помешает и глянуть одним глазком в темы семинаров Диала прошлого года.
    Творите, выдумывайте, пробуйте! Если кто-то перевел на диал одним способом, предложите другой! Их множество, столько же, сколько и способов выразить любую мысль. Главное - практика. Предлагайте свои темы и свои интересные задачи для перевода!


    Опишите на диале первого уровня (вводная и первая лекции):

    Сделано некое изобретение или выдвинут принцип. А если сделать наоборот? А если время (жизнь принципа) превратить в пространство? Циклы, смысл. Прогноз на примере какой-то реальной идеи.
  2. Grievous

    Grievous Осваивается на коруме

    Выдвижение принципа (предположим, что открытие - это аА). Его утрата вероятно будет Аа. Может это и слишком просто, зато работает.

    Примеры в реальности - открытие какого-то явления, а затем утрата. То есть деградация. Пример из истории:
    Способ получения алюминия был открыт еще в древнем Риме, но император побоялся, что новый металл обесценит серебро в его сокроыищницах, и все изобретатели были уничтожены. Этот принцип оказался утрачен на долгие века.

    Превращение, "жизни принципа" в пространство, вероятно будет таким:

    Законы физики действуют вне зависимости от того, знаем мы о них, или же нет. Жизнь принципа начинаетсятолько с момента нашего осознания. Я мыслю в правильном направлении?
  3. red

    red Осваивается на коруме

    Сделано некое изобретение или выдвинут принцип. А если сделать наоборот? А если время (жизнь принципа) превратить в пространство? Циклы, смысл. Прогноз на примере какой-то реальной идеи.

    Например. Принцип преобразования механической энергии (М) в электрическую (Э) через промежуточную стадию (энергию магнитного поля, Г) позволяет сделать генератор электрического тока. Сделанное здесь изобретение И заключается в последовательности преобразований: МГЭ.
    Есть такое соображение. Пока генераторы нужны, они будут использоваться и тем самым будет жить принцип И их породивщий. Но при изготовлении большого числа генераторов принцип превращается в навык (Н) и изобретением уже не является. Получается что когда изобретение рождает навык оно как изобретение уже не существует. Жизнь изобретения как явления противоположно жизни навыка, их фазы противоположны. нНн - жизнь навыка есть пространство ИиИ, куда переходит изобретение.

    Здесь не совсем понятен вопрос: что значит сделать наоборот? Если изменить порядок действий на противоположный ЭГМ то получим электродвигатель, если рассмотрим изобретение с точки зрения его пространства, то получим жизнь навыка.

    Если рассмотрим этот злополучный генератор как развивающуюся вещь, то увидим некий дискретный процесс, состоящий из цепочки изобретений иИи иИи.... Имеем раз за раз усовершенствование исходного генератора иИи, которое сопровождается его массовым выпуском нНн (это уже жизнь навыка нНн, и не одного, а последовательной цепочки навыков нНн нНн....).
    Здесь изобретение переходит в навык и наоборот (механизм перехода навыка в изобретение видится как преодоление возникшего противоречия в результате его использования ).
  4. Yolkeen

    Yolkeen Корумчанин

    В теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) которая рассматривается в соседнем разделе нашего форума, принцип "сделай наоборот" имеет очень расширительное толкование. Суть его в том , что бы снять оковы с мышления, преодолеть инерцию. Однако его можно применять и конкретно. Но думаю в данной задаче речь идёт о придумывании новых принципов, или точнее операторов ТРИЗ. Опрераторы ТРИЗ найденные анализом большого числа изобретений (Альтшулер проанализировал 60000 патентов) на самом деле в значительной мере могут быть получены теоретическим путём! Поэтому перед вами скромная задача получить следующий принцип, после "принципа сделай все наоборот". Успехов!
  5. red

    red Осваивается на коруме

    1. Жизненный цикл принципа.
    Один из основных методов ТРИЗ состоит в том, что каждое имеющееся противоречие (е) можно разрешить на основе имеющихся ресурсов. Т.е. имея ресурс (о) и используя его, находим решение (а), которое разрушает противоречие (е): ОоаАЕе.
    Получили цикл ОоаА, который говорит что некое пространство ресурсов рождает некий принцип.
    Также получили другой цикл аАЕе который говорит что рожденный принцип уничтожает противоречие.
    Далее жизнь течет и возникает новое противоречие еЕ, где старый принцип не канает: аАЕАа, т.е. имеем цикл когда новое противоречие противостоит известному принципу и не уничтожается, а при этом уничтожается (или не действует) сам принцип.
    Тогда снова задействуем пространство ресурсов и победим противоречие: ОоаАЕе.
    Цикл ОоаАЕе еЕ аАЕАа ОоаАЕе замкнулся.
    2. Вопрос однако же состоит в том, какой именно ресурс из имеющихся в данном случае может быть использован. Ресурсы, согласно ТРИЗ, подразделяются на внутренние, входящие в рассматриваемую систему и внешние, которые могут быть взяты из внешней среды. Последние, в зависимости от среды добывания, подразделяются на материально-вещественные (вещества, предметы, оборудование и т.д.), пространственно-временные, энергетическо-полевые и т.д.. Их следует распределить в порядке убывания исходя от эффективности применимости и стоимости добывания в контексте задачи, в смысле чем ресурс эффективнее и дешевле, тем он приоритетнее.
    В этом смысле принцип "сделай наоборот", т.е. использование внутреннего ресурса, наиболее приоритетный. Далее, при новом витке развития задачи, внутренний ресурс системы, задействованный на прежнем уровне, заменяется на один из внешних ресурсов, наиболее приоритетный с точки зрения эффекивности/стоимости.
    3. Полагаю что тот или иной оператор ТРИЗ - это задействование того или иного ресурса из возможных или их сочетаний. Думаю что следующий по чередности оператор ТРИЗ применительно к какой либо системе получается из предыдушего по принципу "Эффективность/Стоимость применения". Но чтобы найти некоторую преемственность операторов ТРИЗ необходимо наверное детальный разбор на примере эволюции какой либо системы.
  6. Yolkeen

    Yolkeen Корумчанин

    Думаю, вы слишком углубились в конкретику. Конечно следующий принцип в некотором смысле является ресурсом, но мне кажется понятие ресурса рановато применять. А принцип сделай наоборот вообще далековат от понятия ресурса. Всё проще. Изучите самую первую лекцию по универсалиям или по Диалу.
    Но радует ваша активность!
  7. red

    red Осваивается на коруме

    Даже наверное ушел в сторону.
    Согласно первым лекциям по Диалу и универсалиям, интересующий нас объект (и связанная с ним система координат) может быть спроецирован с точки зрения его жизни (временная проекция) и с точки зрения его запоминания (пространственная проекция).
    С точки зрения жизни такого полезного объекта, обеспечивающего нашу выживаемость, как изобретение, оно может либо появиться из небытия (из памяти в прошлом, условие его рождения - необходимость) аА, либо исчезнуть (утратиться за ненадобностью) Аа, при этом сохранившись в памяти.
    Соединив вместе два эти факта в такой очередности аА*Аа получим что изобретение как любой объект всегда конечен с точки зрения своего конкретного существования.
    Соединив наоборот, в обратной последовательности, сначала исчезновение Аа, потом появление Аа, получим цикл АаА, который говорит о том, что в-общем объект никуда не делся, а просто перешел в пространственное измерение (т.е. память или состояние хранения).
    Имеем два цикла. Цикл типа аАаАаАа во времени, кот. говорит о том что изобретение как полезный объект когда надо появляется когда надо прекращает свое существование, при этом могут изменяться его свойства, из одного изобретения путем преобразования может появиться другое, пока нам это нужно для нашей выживаемости и т.д.
    Имеем также другой цикл АаАаАаА, который говорит о изобретении как об объекте что оно имеет свойство сохранятся в памяти и в нужный момент из нее извлекаться. Уничтожение объекта Аа (во временном измерении) симметрично его появлению в памяти (нужно сбегать в память и его туда положить), появление объекта аА симметрично извлечению из памяти (не поворачивается рука написать стирание как с винта). Здесь тоже нужно совершить движение, сбегать в память, чтобы уже достать.
    (Получается что я пересказал несколько абзацев из ТУ).
  8. Yolkeen

    Yolkeen Корумчанин

    Я напомню зачем вообще нужны приемы ТРИЗ.
    В объекте который подвергается иновации необходимо выделить противоречие!
    А вот изобретательский прием нужен что бы это противоречие разрешить!

Поделиться этой страницей